Мастер в романе М.А. Булгакова

Мастери и Маргарита образ Мастера

 Мастер – литератор, написавший роман о Понтии Пилате, в котором интерпретированы события, описанные в Евангелии. Это человек, который оказался не приспособлен жить в том времени, в котором родился. В последствии доведенный до отчаяния литературными критиками мастер оказывается в психиатрической лечебнице.  

 Главный герой Булгакова – человек без имени. Он отрекается от него дважды: сначала, приняв прозвище Мастера, которым его нарекла Маргарита, и по-том, оказавшись в клинике профессора Стравинского, где пребывает как "номер сто восемнадцатый из первого корпуса".
Впервые Мастер появляется в романе в конце одиннадцатой главы и уже более подробно описывается в тринадцатой. Булгаков характеризует его как человека "с острым носом, встревоженными глазами... примерно лет тридцати восьми". В образ героя автор вложил свое понимание писателя и его жизненного предназначения. Для Мастера, как и для Булгакова, писательство – это не способ получить государственную дачу, а смысл всей жизни.
Мастер не считает себя писателем. Он ставит себя выше МАССОЛИТовских поэтов, писавших то, во что они даже не верили. Но в то же время он го-тов принять слова Бездомного о его стихах на веру. Узнав, что и сам поэт считает их чудовищными, Мастер просит его никогда больше не писать стихов.
Мастеру очень часто улыбается Фортуна: в самом начале рассказа героя мы узнаем, что он выиграл сто тысяч рублей, большую часть которых потратил на создание библиотеки. С этого момента для него наступает "золотой век". Мастер пишет свой роман о Понтии Пилате и встречает Маргариту. Свое отношение к ней Мастер описывает так:
"Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих".
Но Мастер слаб. Он не способен защитить себя и Маргариту от нападок критика Латунского и сжигает роман, отрекаясь от своих мыслей. Он не спо-собен сопротивляться безбожной политической системе, в которой "атеизм никого не удивляет".
Мастер был сломлен. Он предал свою идею, а, значит, предал себя. Вот по-чему Иешуа не призвал его к себе – "он не заслужил света, он заслужил покой".
В заключение хочется добавить слова русского критика Евгения Сидорова: "но разве пессимизм веет от финальных страниц книги, как утверждают некоторые критики? Не забудем: на земле у Мастера остался ученик, прозревший Иван Понырев, бывший Бездомный; на земле у Мастера остался роман, которому суждена долгая жизнь".

Ваши комментарии