Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита
К процессу изучения романа М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита", самого интересного и загадочного, но и сложного для восприятия произведения, каждый учитель ищет свой путь. Какие приемы выбрать? Как распределить то небольшое количество часов, которое отводится на изучение программой, чтобы увлечь ребят чтением романа, чтобы они захотели попытаться раскрыть его тайны и найти ответы на поставленные Булгаковым вопросы?
Можно заинтересовать старшеклассников, предложив им участие в исследовательском проекте "Проблема милосердия и справедливости в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита". Он поможет учителю построить систему уроков таким образом, чтобы соединить рассмотрение смысловых узлов, проблем романа и сюжетных линий в одно целое. Для выполнения поставленной задачи возникнет необходимость внимательно перечитать роман, каждый найдет в общей работе "свою нишу", почувствует свою значимость. Учащиеся смогут выбрать задание по своему желанию, показать умения или открыть новые способности, а приобретение новых знаний станет для них не нудной обязанностью, а увлекательным занятием, насущной потребностью. Возможность создавать яркие слайды мультимедийной презентации, используя компьютерную графику и анимацию, видео- и аудиоэффекты, красочные буклеты, послужит прекрасным фоном для восприятия романа.
Проект рассчитан на 5 уроков и на работу во внеурочное время.
Ставим перед учащимися основополагающий вопрос: "Как сохранить равновесие между милосердием и справедливостью?" Формируем группы исследования, распределяем задачи и обсуждаем возможные методы исследования. В результате работы образуем 4 группы, рассматривающие следующие темы: "Духовный поединок Иешуа и Понтия Пилата", "Цель визита Воланда в Москву", "Кто несет слово истины в романе?", "Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого любит..."
Работа в группах по обсуждению проблемных вопросов, постановке цели и задачи и выдвижению гипотезы.
1 группа. Вопрос: "Кто сильнее: грозный прокуратор Иудеи или бродячий философ Иешуа Га-Ноцри?"
Цель: через сопоставление образов данных героев рассмотреть проблему милосердия и справедливости.
Задачи: сравнить образы данных героев: выяснить, кто из них духовно сильнее: проследить, как под влиянием Иешуа меняется характер Понтия Пилата.
Гипотеза: в ходе вечной борьбы добра и зла побеждают справедливость, истина, милосердие.
План исследования:
1. Описание Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата.
2. Столкновение двух миров.
3. Сила убеждения Иешуа.
4. Трусость Понтия Пилата и наказание за нее.
5. Позднее раскаяние.
6. Победа справедливости и милосердия.
2 группа. Вопрос: "Почему Князь Тьмы совершает в романе Булгакова не только злые, но и добрые поступки? "
Цель: рассмотреть образы Воланда и его свиты с точки зрения справедливого воздаяния за добро и зло.
Задачи: выяснить, какова функция Князя Тьмы в романе; понять, за что наказывает Воланд.
Гипотеза: Воланд наказывает или награждает людей в зависимости от их заслуг, по справедливости.
План исследования:
1. Воланд и его свита.
2. Кого и за что наказывает Воланд?
3. Какова цель "ужасных опытов" в "Варьете"?
4. К кому проявляет Воланд снисхождение и... милосердие?
5. Функция Князя Тьмы в романе.
3 группа. Вопрос: "Почему Мастера можно назвать учеником Иешуа, а Ивана Бездомного - учеником Мастера? "
Цель: анализ образов Мастера и Ивана Бездомного с точки зрения справедливости и истины.
Задачи: понять, достоин ли Мастер своего героя Иешуа; проследить эволюцию образа Ивана Бездомного.
Гипотеза: в романе слово истины несут Иешуа и его последователи: Левий Матвей, Мастер и Иван Бездомный, поэтому их можно назвать учениками.
План исследования:
1. Что такое истина?
2. Судьба Мастера.
3. Достоин ли Мастер Иешуа?
4. Эволюция образа Ивана Бездомного.
5. Почему Иван Бездомный заслужил доверие Мастера?
4 группа. Вопрос: "Как через образ Маргариты решается проблема милосердия и справедливости?"
Цель: выяснить, что ближе героине: милосердие или справедливость.
Задачи: рассмотреть образ главной героини; проследить эволюцию взаимоотношений Мастера и Маргариты; понять, на что способна Маргарита ради своего возлюбленного.
Гипотеза: Для Маргариты торжество возмездия и справедливости выше милосердия, она готова мстить обидчикам Мастера.
План исследования:
1. История любви Мастера и Маргариты.
2. Мотив соблазна.
3. Маргарита в борьбе за свою любовь.
4. Зеркальный образ в Ершалаимском тексте.
5. В чем смысл сцены прощения Фриды?
Таким образом план исследования - 1 этап.
2 этап - обсуждение, предложения, координация действий группы.
3 этап - ребята подбирают наиболее значимые цитаты из текста романа, аргументы.
4 этап - вывод, итоги исследования:
1 группа. "Иешуа не отступил от истины, готов идти к ней при помощи убеждения, слова, прощает Пилата и, подтвердив, что казни не было, предоставляет ему возможность успокоить свою совесть. Это возвысило и обессмертило его. Иешуа заслужил "свет". Пилат, предав Иешуа, лишается покоя, он тоже получает бессмертие, но оно рождает в душе ужас, "более всего в мире он ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу". Следовательно, Иешуа духовно сильнее Понтия Пилата".
2 группа. "Цель визита Воланда в Москву заключается не только в желании убедиться в том, что время не меняет людей, но и исполнить роль судьи, который несет справедливость и каждому воздает по заслугам".
3 группа. "Спустя 2 тысячи лет после казни Иешуа появляется Мастер, которого можно назвать учеником Иешуа, он несет слово истины, но, как и Пилат, испугался действительности.
Далее слово истины, которое заключается в торжестве добра, милосердия, всепрощения, несет Иван Николаевич Понырев".
4 группа. "Маргарите ближе справедливость, но и милосердие ей не чуждо".
5 этап - подготовка макета презентации и буклета.
6 этап. Защиту проектов целесообразно провести в форме конференции. (Домашнее задание. 1) Создать презентацию и буклет по теме, подготовиться к защите проекта. 2) Назначаем оппонентов для каждой группы. Они знакомятся с ходом исследования и выводами, готовят вопросы и рецензии.) Ребята представляют свое исследование в виде мультимедийной презентации.