Москва в романе "Мастер и Маргарита"
У известного булгаковеда Бориса Соколова мы можем прочитать, что Москва в романе "Мастер и Маргарита" нелюбимая:
«"Мастер и Маргарита" - роман сатирический, философский, а в ершалаимских сценах - еще и эпический. Вместе с тем, это роман городской, ставший грандиозным памятником Москве, многие здания и улицы которой в нашем сознании связываются теперь с романом "Мастер и Маргарита".
Парадокс заключается в том, что сам Булгаков так до конца жизни и не смог полюбить Москву, отдавая предпочтение родному Киеву.
Это зафиксировано, в частности, в дневниковой записи сестры Булгакова Надежды о встрече с братом 7 января 1940 г., уже во время его смертельной болезни: "Разговор о нелюбви к Москве: даже женские голоса не нравятся (московский контральто)". Может быть, поэтому московские пейзажи в романе нарисованы с некоторой иронией, а герои-москвичи - персонажи сатирические или юмористические».
"В конце 1921 года приехал без денег, без вещей в Москву, чтобы остаться в ней навсегда", - писал Михаил Булгаков в автобиографии 1924 года. Он прожил здесь двадцать лет, и словосочетание "Москва Булгакова" столь же известно, как, скажем, "Петербург Достоевского".
Недавно я побывала на экскурсии "Булгаковская Москва" (Дом 302-бис – Патриаршие – Особняк Маргариты на Спиридоновке – Особняк Рябушинского - Литературный институт – Последняя квартира Булгакова – Особняк Маргариты на Остоженке – Подвал Мастера – Дом Пашкова), сам факт проведения подобной экскурсии говорит о том, что Москва стала знакомой, обжитой для Михаила Афанасьевича.
Во многих ли его произведениях действие происходит в Киеве? А в Москве?
"Воспоминание...", "День нашей жизни", "Зойкина квартира", "Золотистый город", "Комаровское дело", "Мастер и Маргарита", "Москва 20-х годов", "Московские сцены", "№13. - Дом Эльпит-Рабкоммуна", "Под пятой", "Похождения Чичикова", "Рабочий город-сад", "Роковые яйца", "Самогонное озеро", "Собачье сердце", "Сорок сороков", "Спиритический сеанс", "Столица в блокноте", "Тайному другу", "Театральный роман", "Торговый ренессанс", "Чаша жизни", "Шансон Д`Этэ" – во всех этих текстах мы видим Москву и москвичей 20 - 30-х гг.
И, на мой взгляд, нужно отделить город от его обитателей. Булгаков-сатирик высмеивает жалкую сущность московских обывателей и мнимой элиты, в том числе литературной. Булгаков-горожанин искренне любит Москву, ее улицы и переулки, занесенные снегом или утопающие в зелени дворы, пахучие керосинные лавки, звон трамваев и огни тускловатых фонарей.
Сюжетные коллизии его произведений, в том числе последнего романа, всегда имеют точные адреса, будь то Патриаршие пруды, дом на Садовой, где поселилась вся свита Воланда, или театр Варьете по соседству, подвальная квартира Мастера в Денежном переулке или Торгсин на углу Арбата и Смоленского бульвара.
А какой Москву в романе "Мастер и Маргарита" увидели вы?